Ученые обнаружили следы гигантского солнечного шторма, которому 2600 лет.

(Чтобы не читать статью — можете посмотреть видео)

В ледяных кернах, полученных в Гренландии, шведские исследователи обнаружили следы гигантской солнечной бури, которая произошла более 2600 лет назад. Это событие было примерно в 10 раз больше, чем любой другой зарегистрированный солнечный шторм.

Международная группа исследователей во главе с исследователями из шведского университета в Лунде обнаружила следы гигантской солнечной бури в ледяных кернах, полученные в Гренландии в 660 году до нашей эры.

Наша планета постоянно бомбардируется космическими частицами. Однако иногда этот поток частиц особенно силен. Это связано с солнечными штормами. В течение 70 лет ученые изучали это явление путем прямых наблюдений за Солнцем. Это исследование углубило наши знания о том, как солнечные бури могут представлять угрозу для электросети, различных систем связи, спутников и воздушного движения.

Одна из крупнейших штормов, о которых сообщалось сегодня, произошла в 1989 году и нанесла значительный ущерб энергосистемам в канадской провинции Квебек. В литературе, среди самых крупных, есть также магнитная буря 1859 года, которая, вероятно, была намного сильнее, чем в 1989 году, но эти случаи исчезают с недавними открытиями исследователей.

Поскольку такие события изучались в течение 70 лет, не совсем ясно, насколько они распространены. Исследователи из Университета Лунда использовали пробуренные образцы керна льда, чтобы найти подсказки о древних солнечных бурях. Ядра родом из Гренландии и содержат лед, образовавшийся за последние 100 000 лет. Материал содержит свидетельство очень сильной солнечной бури, произошедшей в 660 году до нашей эры.

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Proceedings Национальной академии наук, гигантский шторм, обрушившийся на Землю более 2600 лет назад, был примерно в 10 раз сильнее любого другого солнечного шторма, о котором сообщалось.

«Если сегодня случится такая сильная солнечная буря, это может иметь серьезные последствия для нашего общества высоких технологий», — сказал Раймунд Мушелер, профессор геологии в Университете Лунда. Мир стал намного более зависимым от электричества со времени последних крупных солнечных бурь. Если сейчас случится такой же сильный шторм, перебои в подаче электроэнергии могут длиться недели, месяцы или даже годы.

Более ранние исследования показали, что экстремальные штормы могут генерировать радиоактивные атомы бериллия-10, хлора-36 и углерода-14 в атмосфере Земли. Доказательства таких событий можно найти в кольцах деревьев и ледяных ядрах, что потенциально дает ученым возможность изучать древнюю деятельность нашего Солнца.

Во время изучения ледяных кернов Гренландии исследователи отметили увеличение радиоактивного бериллия-10 и хлора-36 около 2610 лет назад. Это соответствует более раннему исследованию годичных колец, которые показали увеличение содержания углерода-14 в то же время.

В более ранних исследованиях ученые, использующие как ледяные ядра, так и кольца старых деревьев, подтвердили существование двух других мощных солнечных бурь. Один состоялся около 775 года, другой около 994 года. Первый равнялся событию 660 г. до н.э.

Мушелер подчеркнул, что даже если такие мощные солнечные бури редки, новые открытия показывают, что они являются естественным повторяющимся эффектом солнечной активности. — Поэтому нам нужно усилить защиту от солнечных бурь, — добавил исследователь.

Источник: Университет Лунда , фото: НАСА / SDO