Ученые разыскивают следы польских соучредителей китайского города

103

(Чтобы не читать статью — можете посмотреть видео)

Около 120 лет назад город Харбин на северо-востоке Китая был основан польскими инженерами, которые построили Восточно-Китайскую железную дорогу. Следы этого сообщества в несколько тысяч человек из Вислы в последние годы исчезают все быстрее и поэтому ученые хотят их документировать.

Поляки пришли в Маньчжурию на рубеже 20-го века, тогда царская Россия строила Восточно-Китайскую железную дорогу, которая является ответвлением Транссибирской магистрали. Помимо китайцев и русских, было много инженеров, техников и рабочих из реки Вислы. Они были беженцами, специалистами и людьми, которые искали лучшее место для жизни, включая разведку.

Полония была сосредоточена в городе Харбине — территория для развития была обозначена и выделена англ. Адам Шидловский — по его мнению, это было идеальное место для перевалки товаров благодаря выгодному расположению близлежащей реки — Сунгари. Раньше была деревня с таким же названием. Харбин по-маньчжурски означает, согласно одному переводу, «место для сушки сетей», что указывает на то, что это был рыбацкий поселок. В настоящее время этот город является одним из крупнейших городских центров Маньчжурии, то есть на северо-востоке Китая.

— До сегодняшнего дня несколько зданий, построенных и использованных поляками, и многие связанные с ними места сохранились в городской черте, но их с каждым годом становится все меньше и меньше. Вот почему мы намерены выйти на поле и документировать их в цифровом виде, — рассказал PAP доктор Лукаш Мехович из Института археологии и этнологии Польской академии наук, который является руководителем проекта, направленного на регистрацию следов присутствия поляков в этом регионе Китая.

На данный момент команда выполнила широкий архивный запрос и выбрала места для посещения на местах. К ним относятся две церкви, здание гостиницы, дворец, сигаретная фабрика, монастырь Урсулина и жилые дома. Исследователей также интересуют следы присутствия поляков за пределами города Харбина, во всей Маньчжурии.

Мехович говорит, что польская диаспора Маньчжурии в то время была одной из самых богатых. — Поляки заняли не только ключевые посты в администрации железной дороги, — среди прочего был директор Восточно-Китайской железной дороги. инженер Kierbedier — но также управлял мельницами, мастерскими, лесопильными заводами, фабриками, — говорит археолог.

На своем пике, в 1917-1920 годах, в Харбине проживало до 10 000 человек. Поляки. Ситуация изменилась в 1930-х годах, когда произошло японское вторжение, в результате которого было создано марионеточное государство Маньчжурия — с этого момента численность польской диаспоры постепенно уменьшалась в пользу китайцев. В конце Второй мировой войны его было 1,5 тысячи, а в первом полугодии В 60-х годах в Харбине проживало всего 60 поляков.

Сейчас ученые ищут средства для полевой экспедиции. В результате на основе фотографий, полученных с беспилотников и фотограмметрии, будут созданы трехмерные модели исторических зданий, связанных с присутствием поляков в Маньчжурии. Все также пойдут в базу данных в Геоинформационной системе — ГИС. Ученые планируют опубликовать результаты своей работы на специально подготовленном сайте «Виртуальный музей поляков в Харбине», который будет доступен на польском, английском и китайском языках. Также будет создан научно-популярный фильм о Харбине Полония.

Партнером мероприятия является Поморская библиотека в Щецине, в которой хранятся сувениры бывших польских жителей этого китайского города, и Харбинский клуб, который их объединяет.

PAP – Nauka w Polsce , Szymon Zdziebłowski Источник: PAP — Наука в Польше , Шимон Здзебловски