В Польше вы также можете найти наскальные рисунки.

81

(Чтобы не читать статью — можете посмотреть видео)

Вопреки распространенному мнению — Польша не лишена наскального искусства. Это не открытия, как зрелищные представления из пещеры Ласко. Тем не менее, старые изображения, вырезанные из скал, известны, сообщают исследователи на страницах «Rock Art Research».

Ученые долго думали, что Польша (как и Нидерланды) — единственные европейские страны, в основном лишенные наскального искусства. Мацей Гжельчик из Института религиоведения Ягеллонского университета в Кракове, Кшиштоф Рак из Института археологии Ягеллонского университета в Кракове и Михал Якубчак из Института археологии и этнологии Польской академии наук в Варшаве впервые выступили со сборщиком информации по этой публикации.

— Было неправильно полагать, что в Польше нет рок-искусства. В конце концов, где бы ни находились горы или скалы, местные жители оставили следы своего существования, как на каменных стенах, так и в пещерах, — сказал Гжельчик. Археолог добавил, что Польша бедна подобными находками, но она не стерильна. В то же время он выразил надежду, что только что опубликованная им статья даст новый взгляд на проблему — не столько поиск новых позиций, сколько анализ ранее известных.

Авторы публикации «Rock Art Research» напоминают, что самые древние признаки, подтвержденные на польских землях, оставленных людьми на скалах, происходят из доисторического полосатого кремневого рудника в Кшемонках (Свентокшисское воеводство). Мины были добыты там во время неолита и раннего бронзового века (около 3900-1600 до н.э.). В межвоенный период археологи наткнулись на пиктограммы в двух подземных камерах, которые возникли в результате преднамеренного вытирания сажи, вероятно, оставленной факелом. По словам исследователей, у них были изображения следов и кинжала. К сожалению, они не сохранились до нашего времени, потому что местное сообщество уничтожило их в результате незаконной добычи известняка.

Также из шахты в Кшемонках прибывает изображение, обнаруженное позже, которое некоторые исследователи считали богиней-матерью. В настоящее время это логотип Музея в Кшемонках.

В свою очередь, из деревень юго-восточной Польши — Kontrewers (Świętokrzyskie Voivodeship), в свою очередь, изображены два человека, высеченные на камне — возможно, мужчина и женщина, или дьявол, поскольку на обеих фигурах четко очерчены рога. Под ногами женской фигуры видна серповидная фигура, и оба, кажется, играют на флейтах. К сожалению, ученые не могут оценить их возраст.

Авторы публикации подчеркивают, что большинство представлений о рок-искусстве в Польше происходят из Татр. Однако все указывает на то, что они происходят из исторических времен — в общей сложности более 50 позиций были подсчитаны с различными типами отметок на каменных стенах. Самая старая дата датируется шестнадцатым веком. Считается, что это следы, оставленные пастухами, шахтерами и так называемыми Охотники за сокровищами в XVI-XVIII веках — это прежде всего геометрические знаки — круги, пересекающиеся линии, стрелки, подписи их создателей и человеческие представления. Большинство из них расположены в долине Косцелиска.

Изображения на скале также известны из Вилковице из так называемых Скалы Ведьм (Силезское воеводство). Там видны на нем изображения круга и двух крестов, по словам авторов статьи, с уверенностью сделаны с использованием металлических инструментов. По их мнению, кресты были вырезаны протестантами во время контрреформации (вероятно, в 17 веке), когда они праздновали массы в так называемой лесные церкви. — По нашему мнению, стоит рассмотреть возможность того, что кресты были вырезаны на более ранних, возможно, доисторических символах, — предполагает в журнале.

На фото представлены картины из пещеры Ласко.

Источник: PAP — Наука в Польше , фото CC BY 2.0 / Pline / Wikimedia Commons