Шмели намного умнее, чем мы думали.

192

(Чтобы не читать статью – можете посмотреть видео)

Шмели обладают когнитивными способностями на гораздо более высоком уровне, чем считалось ранее. Они могут изучать специфическое поведение только через наблюдение. Оказывается, у шмелей и других пчел есть много талантов, которые мы еще не знаем.

Исследователи из Университета королевы Марии в Лондоне доказали, что шмели могут изучать поведение, которого они не встречали бы в природе. В предыдущих экспериментах шмелей учили выполнять задания, которые приводили к еде. Эксперимент состоял в том, чтобы впустить насекомое в контейнер, где были предметы, имитирующие цветы, но они находились под стеклом. Получить еду можно было только потянув за ниточку, которая была прикреплена к подражанию цветку.

Показав шмелям весь процесс сокрытия пищи под стаканом, из которого торчала только нить, из 291 человека 23 смогли получить знания и, таким образом, получить пищу. Если показать другим шмелям, которые не участвовали в предыдущем исследовании, поведение обученных особей, 15 из 25 насекомых смогли выполнить задачу в первый раз.

Но теперь исследователи пошли еще дальше. Предыдущий опыт показал, что шмели могут изучать специфическое поведение, но это были задачи, связанные с их естественным поведением во время кормления. Теперь исследователи научили шмелей вести себя так, как им никогда не приходилось встречаться в природе.

Опыт заключался в перемещении маленького желтого шарика в выбранное место. Конечно, после выполнения задания шмель получил приз в виде капли пресной воды. В начале, как и в случае с предыдущим экспериментом, насекомым было показано, как выполнить задачу.

Шмели были разделены на три группы. Один из них смотрел, как мяч движется к месту назначения с магнитом, скользящим под испытательной доской. Вторая группа сразу же получила приз вместе с мячом в пункте назначения. А третий наблюдал за ранее обученным насекомым, который сам толкнул мяч и получил приз.

Шмели из последней группы получили самые быстрые знания. Во время теста шары были размещены на разных расстояниях от цели. Ранее обученный шмель всегда выбирал самый дальний мяч, как будто его тренировали в условиях, когда остальные были неподвижны. Однако его последователи уже выбирали ближайший мяч. Кроме того, был изменен цвет мяча, что не повлияло на результаты.

Результаты экспериментов показывают, что при наличии давления шмели могут продемонстрировать продвинутые способности к обучению и освоить новые, неестественные формы поведения. Результаты также показывают неправильное представление о том, что мозг мелких насекомых обладает способностью к обучению, ограниченной основными видами деятельности и соответствующей их естественному поведению.

Источник: Хранитель